19.10.2022
В сфере купле-продажи коммерческой недвижимости имеются свои тренды, которые меняются каждый год...
В сфере купле-продажи коммерческой недвижимости
имеются свои тренды, которые меняются каждый год. Чтобы не переплачивать и
корректно оптимизировать рабочее пространство, компаниям или предпринимателям
нужно не отставать от современных особенностей рынка. В статье расскажем, как
выбрать офис в 2023 году, какие подходы в поиске помещения существуют, на какие
актуальные параметры следует обратить внимание и из чего складывается плата за
аренду.
После пандемии отношение к организации рабочего
пространства изменилось. Так, 30% сотрудников продолжали работать вне офиса из
дома. Это привело к новой тенденции гибридного формата обеспечения трудовой
деятельности. В связи с этим легко предположить, что в 2023 нужно подбирать
офис не только исходя из площади.
По статистике консалтинговых компаний, в 2021 в аренду стали сдаваться помещения с меньшей площадью, чем в
предыдущие годы. Сегодня квадраты ушли на третий план, при аренде учитываются
множество факторов, вроде специфика предоставления услуг, требования закона и
численность работников.
В 2022-23 годах выделяют 4 актуальных подхода к аренде
офиса:
Аренда офиса в Shell&Core подразумевает, что
компания или предприниматель арендует пустое помещение без отделки. Как
правило, таким способом пользуются при аренде офиса в бизнес центрах. Нетрудно
предположить, что аренда помещений в состоянии Shell&Core связана с
большими затратами на ремонт и мебель.
Аренда с готовой отделкой требует меньше затрат. Все будет зависеть
от предыдущего арендатора, его ремонта, обустройства и организации офисного
пространства. Места в коворкинге также менее затратны, так как помещение уже
готово к работе.
Аренда на модели built-to-suit работает таким образом,
что договор подписывается раньше, чем реализуется помещение. Связано это с тем,
что владелец недвижимости инвестирует полученные с договора денежные средства и
реорганизует помещение в соответствии с задачами клиента и особенностями его
бизнеса. В данном случае владелец также является инвестором, подрядчиком и
управляющим офисного пространства.
Арендная плата складывается из нескольких факторов. В
их числе класс бизнес центра, возраст сооружения, размер помещения и его
состояние, а также удобство расположения и инфраструктура. Если компания не
располагается многочисленным штатом, то она сможет сэкономить за счет
планировки и квадратных метров. Ценообразование также зависит от стоимости
аренды квадратного метра, налогов, эксплуатационных расходов и регулярных
коммунальных затрат бизнес центра.
При выборе офиса для аренды в 2022-23 году можно воспользоваться небольшим
чек-листом:
С финансовой точки зрения, при выборе офисного
помещения нужно подробнее разобрать следующие пункты: количество рабочих мест,
скорость заезда в помещение и стоимость арендной платы.
Для малого бизнеса с количеством работников менее 50
человек подойдет аренда коворкинга, который будет удовлетворять всем офисным
нуждам. Если компания одновременно нуждается в большем количестве рабочих мест,
то рациональнее будет выбрать офис с готовой отделкой. Для среднего и крупного
бизнеса также подойдут офисы с готовой отделкой. В случаях, когда рассматривается
договор на срок более 3 лет, подойдет модель built-to-suit.
Играет роль для аренды и скорость заезда. Если вам
нужно скорее заехать в новое помещение, то необходимо рассмотреть варианты с
готовой отделкой или коворкинги. Для остальных вариантов подойдут остальные
модели аренды.
Важным моментом является стоимость аренды. Самый
дорогой вариант — это аренда помещения в состоянии Shell&Core. К такой
модели следует прибегать только в случае долгосрочного сотрудничества с владельцем.
Дешевле обойдутся офисы с готовой отделкой или моделью built-to-suit. При этом
с точки зрения арендной ставки помещения built-to-suit имеют самые недорогие
показатели, однако они по-прежнему требуют затрат на ремонт и обустройство.
Коворкинг является самым дешевым способом аренды, так как он позволяет
сэкономить на мебели, ремонте и обустройстве.